Приложение для обработки звука. Программы для работы со звуком - аудио редакторы

Очень простое и изящное приложение для записи звука на iPhone и iPad, которое к тому же позволяет транслировать сигнал с вашего девайса на пульт, стереосистему, камеру и т.д. через гнездо наушников. В меню приложения – всего шесть кнопок: включение/выключение микрофона, запись, рекордлист, воспроизведение, mute (на случай коммутации с другим устройством) и эквалайзер. Записанное в формате AIFF аудио можно отправить на e-mail, SoundCloud или расшарить через Wi-Fi.

2


Бесплатная программа для записи звука опять же на iPhone и iPad, обладающая широким набором настроек. Приложение поддерживает три формата - MP4 (AAC), MP3 (MPEG) и WAV (PCM). Sample Rate - от 8 до 48 kHz (у WAV до 96 kHz); Bit Rate - от 32 до 320 kbps; Bite Depth - от 8 до 32 Bits. У приложения есть также встроенный VU-измеритель, который показывает текущую громкость звука, которая регулируется при помощи специального ползунка, расположенного ниже. Готовый файл можно отправить по e-mail, сохранить на всевозможных облачных сервисах, разместить в соцсетях, а также провести с ним различные манипуляции - конвертировать, обрезать, переименовать и т.д.

3


Этот инструмент для записи на устройствах Android, судя по отзывам, славится более качественным звучанием треков, чем многие другие. Приложение имеет расширенный функционал: работает в трех различных форматах (MP3, OGG, WAV), позволяет выставлять частоту дискретизации 8 kHz, 11 kHz, 22 kHz, 44 kHz или 48 kHz, редактировать аудиофайлы и делать другие полезные настройки. RecForge Pro записывает не только звук с микрофона, но и звонки, и игры. Для любителей виджетов есть четыре варианта на выбор.

4

Официальное iOS-приложение от известной австралийской компании «Røde Microphones», позволяющее записать звук на встроенный микрофон смартфона/планшета или на внешний стереомикрофон RØDE iXY. Программа создает аудиофайлы с разрешением 24-bit, 48 kHz (до 96 kHz при использовании внешнего микрофона), позволяет редактировать их при помощи симпатичного встроенного редактора и выводить в форматах AIFF, WAVE, CAF, MP3, AAC, Apple Lossless, FLAC и др. На iPad доступны также просмотр осциллограмм, редактирование и управление дорожками на одном экране.

5


В отличие от Røde, японская компания «ZOOM Corporation» сделала свой продукт бесплатным. На главном экране поместилась вся самая необходимая информация - продолжительность, тип и формат (WAV 44.1/48 kHz либо ААС 64/128/160 kbps) записи, уровень громкости, кнопки воспроизведения и перемотки. В разделе «Effect» есть встроенный эквалайзер, настройка реверберации и возможность осуществить элементарный мастеринг. Кроме того, в отдельном окне можно прослушать и подрезать аудиозапись. Множество других дополнительных функций и настроек открываются только при наличии фирменного внешнего микрофона ZOOM IQ5/6/7.

6


Пакет из полезных инструментов, которые позволяют при помощи мобильного микрофона измерить уровень шума, частоту гармонических колебаний и другие важные параметры. Приложение включает в себя аудио калькулятор, фазометр, генератор волн, встроенный диктофон, записывающий аудио в формате WAV с частотой дискретизации 8 kHz – 48 kHz, и кучу других программных модулей, необходимых каждому специалисту, работающему со звуком.

7


Уникальное приложение для Android-устройств, в котором собраны обучающие материалы и статьи по звукорежиссуре, саунд-дизайну и аранжировке, уроки от известных продюсеров, обзоры VST плагинов и инструментов, DAW, информация о школах, выставках и магазинах звукового оборудования. Приложение работает и в offline-режиме, поэтому тексты можно читать в любом месте, независимо от наличия интернета.

8


Известная среди ценителей программа, превращающая ваш iPad в универсальную студию, с помощью которой можно сводить звук и создавать различные музыкальные композиции. В меню – огромное количество кнопок и подразделов, а чтобы в них не запутаться предусмотрена встроенная справочная система. Для создания композиций можно самому наиграть мелодию или ритм при помощи виртуальной клавиатуры, воспользоваться собственной музыкальной коллекцией, либо взять встроенные сэмплы. Каждая дорожка имеет множество тонких настроек, а готовый файл выводится в любом из четырех форматов (M4A, WAV, FLAC или MIDI). Единственный недостаток - высокая цена.

Аудио редактор – это простой и удобный сервис, позволяющий максимально упростить работу с музыкальными треками. С каждым днем технологии развиваются все быстрее, и сегодня любой начинающий пользователь сможет работать с аудиозаписями, не обращаясь за помощью к профессионалам. Каждый человек в домашних условиях может придать звуковой дорожке оригинальный эффект, вырезать припев песни либо смешать несколько мелодий и записать свой собственный ремейк трека.


Пользователь также сможет изменить формат аудиозаписи. Вы сможете не просто пользоваться установленными программами на своём ПК, но также работать с музыкой в режиме онлайн через специальные сервисы в интернете. Для максимального удобства рассмотрим несколько утилит и сервисов.

Скачиваемые редакторы

Все изменения в аудиодорожку можно внести с помощью определенной программы. Скачав ее, можно получить расширенный инструмент редактирования мелодии, включающий в себя даже такие простые функции, как обрезка музыкальной дорожки либо изменение ее формата.

Audacity

Стандартная и доступная утилита для обработки аудиодорожек, состоящая из большого набора функциональных возможностей. Audacity появилась еще в 2000 году. С момента выпуска прошло более 15 лет, и за это время проект регулярно дополняется и развивается. Последнее обновление данного софта вышло в марте 2015 года. Программа может работать с множеством аудио форматов и кодеков: AIFF, WAV, MP2, MP3, Ogg, AU и другими. Любой формат может быть перекодирован очень быстро. Для удобства пользования утилита Audacity имеет огромное количество различных аудиодорожек для совмещения, специальных эффектов и фильтров, позволяющих сделать любую композицию более яркой и оригинальной.

Wavosaur


Wavosaur – это бесплатный музыкальный редактор, который считается самым функциональным и удобным в использовании. Одним из преимуществ данной программы является то, что работать в ней можно через интернет, не скачивая ее на компьютер. Уникальность Wavosaur заключается в возможности представления каждой аудиодорожки в 3D-формате. Сервис открывает множество аудио форматов: WAV, AIFF (AIF), MP3, Ogg и т.д. Обработка неограниченного количества мелодий происходит в режиме реального времени. Работает программа на всех операционных системах, кроме Windows 7, Windows 8 b Windows 8.1. Если у пользователя установлены данные ОС, ему придется подыскать альтернативную программу для работы с музыкальными треками.

Audio Editor Gold


По сравнению с перечисленными выше, утилита Audio Editor Gold является не бесплатной. Демонстрационная версия доступна на 30 дней, после окончания которых, постоянно появляется напоминание о регистрации программы. Интерфейс очень удобен и прост, поэтому, не смотря на платную основу, этот сервис также пользуется большой популярностью среди любителей работы с музыкой. Отредактировать дорожку можно на отображенном волновом отрезке аудиозаписи, который может масштабироваться для более четкого выделения участков звуковой дорожки. Перекодировка любого аудио файла с помощью Audio Editor Gold будет происходить очень быстро, поэтому процесс создания креативных композиций не отнимет у вас много времени и не превратится в рутину.

Онлайн редакторы аудио

Интернет развивается, и сегодня у пользователей всемирной паутины ест возможность пользоваться многими программами в онлайн режиме. Каждый клиент сети Интернет может очень легко отредактировать любую аудиодорожку без установки программ на свой ПК.

TwistedWave


TwistedWave – это одна из утилит, которую не нужно инсталлировать к себе на компьютер. В программе есть функции обрезки, перекодирования и использования нужного фильтра для изменения аудиодорожки в режиме онлайн.
TwistedWave содержит эффекты затухания звучания всей мелодии либо ее отдельного участка, около 40 VTS-эффектов. Кроме этого, в наборе функций программы имеется удобная опция сохранения отредактированной мелодии в сетевом облаке. Поддерживаются следующие форматы: WAV, FLAC , MP3, WMA, Ogg, MP2, AIFC, AIFF, Apple CAF и др. Даже битрейт можно установить вручную (от 8 кБ/с до 320 кБ/с). Все вышеперечисленное позволяет судить о софте TwistedWave как о многофункциональном аудио-конвертере.

Бесплатная обработка возможна только для режима mono. За обработку записи в двух и более каналах придется доплачивать

Online MP3 Cutter


Одна из самых простых и удобных в использовании утилит для редактирования аудиодорожек. Online MP3 Cutter позволяет создавать эффектные мелодии, затрачивая на процесс обработки минимум времени и усилий.
К примеру, чтобы вырезать припев из композиции, необходимо всего лишь выбрать нужную мелодию, открыть ее, указать нужный участок и сохранить готовый звуковой отрезок себе на компьютер. На этом же этапе осуществляется перекодировка трека в желаемый формат. Online MP3 Cutter работает с пятью аудио форматами: WAC, AAC, AMR, Apple CAF и MP3. Пользоваться любыми функциями данного софта можно абсолютно бесплатно, будь это переформатирование аудиокомпозиций, обрезка или наложение различных музыкальных эффектов. Удобство работы с сервисом и приятный интерфейс делает программу Online MP3 Cutter одной из самых востребованных среди большинства пользователей.

Make Your Own Ringtone


Make Your Own Ringtone – это одна из самых удобных онлайн программ, функционал которой нацелен на создание оригинальных рингтонов. В отличие от сервиса Online MP3 Cutter, программа Make Your Own Ringtone использует около 16 различных эффектов наложения на запись.
Форматы кодирования треков: MPC, OGG, MP3, M4R, AAC и MP4. Сохранить созданную мелодию можно на компьютер, мобильное устройство, либо отправить готовый трек на указанную электронную почту любому пользователю. Make Your Own Ringtone можно использовать в качестве онлайн-программы. Все заявленные форматы очень просто и быстро конвертируются и сохраняются в нужные форматы. Можно обрезать аудиодорожку, а можно ее просто сохранить заново в нужном формате.

Оцифровать аналоговую запись или создать звуковую дорожку к фильму может далеко не всякая программа. CHIP расскажет о лучших аудиоредакторах.

Имеющийся у современных аудиоредакторов арсенал средств впечатляет Обработка звука - это задача не менее сложная, чем, скажем, ретуширование портрета, а восстановление старых аудиозаписей можно сравнить с восстановлением поврежденной фотографии. Но, в отличие от компьютерной графики, где доминирует Adobe Photoshop, однозначного лидера среди приложений для редактирования звука нет. В этой статье мы рассмотрим несколько самых удачных, на наш взгляд, приложений, которые позволят оцифровать редчайшие записи с катушек и аудиокассет, сделать рингтон себе на мобильный, удалить шумы, возникшие при записи голоса через микрофон и т.д.

Sound Forge Pro 10: Эксперт по реставрации


Noise Reduction использует несколько различных алгоритмов подавления шумов Компании Sony, которая занимается разработкой этого аудиоредактора, удалось создать очень удобный, простой и мощный инструмент для обработки звука. Многие пользователи небезосновательно отдают свое предпочтение именно этой программе. Sound Forge Pro - это профессиональный редактор, который в умелых руках может творить чудеса с обрабатываемым материалом. Как и в большинстве других звуковых редакторов, загружаемый трек представляется в окне программы в виде диаграммы. Любой дефект, любая ошибка записи - все это видно на «синусоиде» трека. Рассматривая волновую форму сигнала, пользователь может безошибочно определить, какой участок записи нуждается в обработке. Sound Forge Pro - это одно из лучших решений для восстановления аудиоданных. Помимо аккуратной реставрации частотных характеристик (в арсенале редактора есть эквалайзер трех типов - графический, параграфический и параметрический), программа содержит много инструментов для удаления шума. Дефект записи может быть обусловлен разными причинами - треском виниловой пластинки, посторонним гулом и пр. Каждый тип шума требует особого подхода к его устранению, поэтому существует масса способов, позволяющих восстановить поврежденную аудиозапись. В зависимости от характера звукового артефакта, в Sound Forge Pro можно интерполировать значение звука, «маскируя» соседними значениями поврежденного участка, можно заменять недостающий фрагмент данными из соседнего канала. Модуль Noise Reduction, который присутствует в программе, может использовать четыре разных алгоритма подавления шумов, причем, оптимальный вариант определяется в большинстве случаев эмпирическим путем. В самых простых случаях можно использовать пороговый фильтр для шумов — он отсечет все помехи, амплитуда которых будет ниже заданного пользователем значения. Один из самых мощных и продвинутых инструментов программы - анализатор спектра композиции. Характеристики аудиозаписи можно просматривать в отдельных каналах, можно задавать частотный диапазон для построения спектра и т.д. Большинство команд аудиоредактора можно вызывать с помощью сочетаний клавиш. Если какие-то из них неудобны или им не присвоены клавиатурные комбинации, это можно сделать вручную, в настройках программы. Sound Forge Pro позволяет сохранять списки пользовательских сочетаний клавиш. Их можно загружать в зависимости от выполняемых задач в программе или задействовать после переустановки системы.

Adobe Audition CS5.5: Аудио вместе с видео

Звуковой редактор Audition, выпускаемый сегодня компанией Adobe, ранее носил название Cool Edit Pro и с первых версий завоевал расположение любителей звукорежиссуры. Когда компания Syntrillium Software, заложившая основную концепцию приложения, передала права на программу компании Adobe, сумма сделки составила огромную цифру - 16,5 миллионов долларов, и, нужно сказать, аудиоредактор стоил своих денег.
Интеграция звукового редактора в пакет программ для работы с видео и графикой Master Collection CS только добавила плюсов программе. Теперь пользователи популярного набора программ от Adobe могут насладиться “сквозным” редактированием. Так, например, при работе с материалом в видеоредакторе Premiere Pro, можно быстро переключаться между видео и аудио проектами, подготавливая многоканальную звуковую дорожку для создаваемого видеоряда. Программа поддерживает и пакетную обработку файлов.
Многие инструменты этого пакета настолько удобны и совершенны, что разработчики практически не делают существенных изменений, выпуская раз за разом очередную версию программы. С помощью Audition можно, например, очень быстро очистить от помех аудиозапись, особенно, если шумы вызваны циклическими процессами, скажем, наводками электромагнитного поля, создаваемого трансформатором. Для того чтобы избавится от нежелательных дефектов записи, в этом случае, необходимо выделить на диаграмме звука профиль шума - участок записи, где помехи слышны наилучшим образом, без посторонних звуков. Далее программа может исключить из основного аудиоматериала циклически повторяющуюся амплитуду помехи. В некоторых случаях такой метод дает возможность очень эффективно подавить шумы.
Редактор довольно гибок в настройке интерфейса. Внешний вид программы изменяется в зависимости от того, над какой задачей работает пользователь. Если это - мультидорожечное микширование, редактор будет выглядеть как мультитрековая студия, если работа ведется на двух мониторах - Audition займет оба экрана. При необходимости программа может построить и показать сонограмму прямо рядом с волновой формой редактируемого аудиотрека.
Программа может работать в мультитрековом режиме, при котором интерфейс принимает облик секвенсера. Пользователь может использовать неограниченное число дорожек, что делает данный аудиоредактор незаменимым инструментом для музыканта или диджея. Используя многодорожечную виртуальную студию, в Audition можно создавать профессиональные миксы из десятков разных записанных партий.
Adobe Audition поддерживает все современные технологии цифрового звука, включая поддержку мультиканального звука 5.1, протокол передачи данных с малой задержкой ASIO и VST-плагины.

Audacity 1.3.13: Разумная достаточность


Audacity может нормировать уровень сигнала по всей аудиосессии, создавать эффект плавного затухания, автоматически удалять отрезки с тишиной, устранять вокал из композиции, а еще он отличается кроссплатфоменностью Бесплатное программное обеспечение, которое могло бы использоваться профессионалами в своих целях - большая редкость. Аудиоредактор Audacity - это одно из немногих бесплатных решений, которое может на равных соревноваться с дорогими коммерческими разработками. Не каждый коммерческий аудиоредактор может похвастаться столь мощным движком обработки звука - вплоть до 32 бит с плавающей точкой. Также программа может работать с аудиоматериалом в режимах 16/24-бит с частотами дискретизации вплоть до 96 кГц. Еще одно несомненное достоинство данного аудиоредактора - поддержка платформ Linux и Mac OS X. Функциональность программы в любой операционной системе практически идентична (за исключением дополнительных модулей). Программа дает возможность записывать аудио с внешнего источника, например с микрофона. Запись может начинаться автоматически, как только программа определит увеличение громкости звука. Уровень сигнала, при котором будет срабатывать автоматическая запись, определяется настройками. Если в проекте, над которым ведется работа, используются внешние файлы, можно легко потерять какие-то компоненты. Чтобы этого не произошло, в редакторе можно проверять зависимости или указать в настройках конфигурации автоматическое копирование аудиоданных в проект при его сохранении. В Audacity очень удобно управлять уровнем трека. С помощью контрольных точек можно настроить огибающую амплитуды звука, так, чтобы запись в нужных участках становилась громче или тише. Audacity может исправлять поврежденные данные - открывать аудиофайлы, в которых отсутствует или поврежден заголовок.

Ценители «качественного» несжатого звука в форматах FLAC, APE и пр., по достоинству оценят встроенный в Audacity инструмент для генерирования частотного спектра. По форме построенной кривой можно без труда определить, из какого источника был сделан образ аудиодиска, найденный в Интернете. Несмотря на то, что в программе есть много инструментов, которые можно найти и в других подобных приложениях, они часто отличаются по принципу работы. Например, аналог инструмента Pencil в Sound Forge Pro - инструмент под названием «изменение огибающей». Он, как и «карандаш» в аудиоредакторе от Sonу, дает возможность вручную нарисовать форму звуковой волны. Однако, в Audacity им можно пользоваться только тогда, когда масштаб трека выбран достаточен для того, чтобы увидеть отдельные сэмплы звука. В программе можно найти много интересных фильтров, причем, многие из них помогают решить конкретные задачи. Так, например, Audacity может нормировать уровень сигнала по всей аудиосессии, создавать эффект плавного затухания, автоматически удалять тишину и даже устранять вокал из музыкальной композиции, создавая эффект караоке. Audacity содержит встроенный тест производительности аппаратной части. После непродолжительного тестирования программа покажет потенциал компьютера - со сколькими аудиодорожками одновременно, может справиться данная конфигурация. Те, кому стандартного арсенала программы покажется недостаточно, могут использовать дополнения к Audacity. Правда, в этом случае нужно иметь в виду, что многие плагины являются коммерческими разработками, и за их использование придется заплатить. Еще один плюс программы - корректное завершение работы, после которого в системе остается минимум «мусора» в виде временных файлов.

Вывод

С целью сделать звуковой редактор интересным определенной категории пользователей создатели подбирают его возможности таким образом, чтобы приложение было ориентировано на целевую группу. Например, если вы часто занимаетесь обработкой видео, будет удобно держать под рукой Adobe Audition. Для восстановления редких записей оптимально использовать Sound Forge Pro. Ну, а если вы не занимаетесь профессиональной обработкой аудиофайлов и открываете аудиоредактор не чаще одного раза в месяц, обязательно присмотритесь к Audacity, чьего инструментария хватит для решения самых востребованных задач.

Сравнительная таблица аудиоредакторов:

Sound Forge
Pro 10
Adobe Audition
CS 5.5
Audacity
1.3.13
Сайт программы http://www.sonycreativesoftware.com http://www.adobe.com/ http://audacity.sourceforge.net/?lang=ru
Язык интерфейса английский английский русский
Операционная система Windows XP/Vista/7 Windows XP/Vista/7, Mac OS Windows XP/Vista/7, Mac OS X, Linux
Условия распространения shareware shareware бесплатно
Цена от 11040 12057 -
Импорт MIDI - - +
Импорт данных
с аудиодисков
+ + -
Создание цепочки эффектов + + +
Плюсы программы Высокая точность обработки звука, богатый выбор средств для борьбы с шумами Тесная интеграция с видеоредактором Premiere Pro расширение возможностей плагинами
Минусы программы высокая цена высокая цена непривычный интерфей
Импорт видеофайлов + + -

Так и сложные (наложение эффектов, эквализация, запись аудио).

Audacity

Audacity - . Есть версии для популярных редакций ОС Windows, Linux и macOS. Функционал утилиты позволяет конкурировать с коммерческими разработками.

Интерфейс приложения грубоват. Бывалым пользователям большие иконки и кнопки основных функций напомнят оформление Windows XP. Для приверженцев macOS дизайн утилиты покажется архаичным. Хотя нельзя назвать красивым, все же он прост и понятен. В представлены почти все надписи за малым исключением, что позволит начать работу без долгого изучения мануалов.

Интерфейс утилиты построен таким образом, что основные операции с аудиоданными сможет выполнить даже тот пользователь, который ранее не имел опыта работы с подобным ПО. Кнопки основных действий расположены в верхней панели главного окна.

Чтобы программа начала поддерживать основные популярные требуется установить бесплатные кодеки FFmpeg и LAME. Это неудобно, но у разработчиков не было другого выхода из-за проблем с лицензированием. Опытным пользователям понравится тот факт, что утилита умеет работать с несжатыми данными (FLAC, WAV).

Когда пользователь завершит редактирование и сохранит файл, автоматически откроет диалог для заполнения тегов. Если пользователь часто занимается редактированием аудио, ему не потребуется каждый раз вводить информацию вручную - утилита позволяет создавать шаблоны.

Для добавления файлов в редактор используется стандартный диалог или простое перетаскивание. Со звуком программа может делать все то же, что и коммерческие продукты: шумоподавление, склейку, обрезку, наложение эффектов, изменение высоты. Во время работы исходный файл никоим образом не затрагивается. Приложение копирует участки трека, над которыми выполнялись операции, в каталог проекта. Когда пользователь нажимает на кнопку "Сохранить", утилита просто совмещает измененные и исходные данные для создания нового файла. Таким образом достигается максимальная безопасность пользовательских данных.

Может сохранить весь трек или отдельную часть. Если выполняется редактирование многоканального звука, возможно сохранить отдельные каналы в разные файлы.

Помимо выполнения изменений в уже имеющихся треках, приложение умеет записывать звук с линейного входа аудиоплаты, встроенного в ОС микшера и микрофона. При этом утилита позволяет начать захват после нажатия кнопки или по достижению уровня сигнала заданного предела.

Программа для работы со звуком имеет в своем арсенале обширный набор эффектов. Если их недостаточно, можно установить любой сторонний VST-плагин. Анализатор АЧХ в целом работает стабильно. Но в нем есть один существенный недостаток. После загрузки файла утилита выполняет анализ только его части.

Резюме

Несмотря на то что программа имеет недостатки, она является лучшим бесплатным аудиоредактором. Функционал ее сравним с коммерческими продуктами. После загрузки приложения пользователь получает мощный инструмент. А цена коммерческих аналогов с тем же функционалом очень высока. Ссылка для скачивания находится на официальном ресурсе Audacity. Windows - ОС, которая максимально подвержена вирусным угрозам, поэтому загружать утилиту со сторонних ресурсов не рекомендуется.

Mixcraft

Mixcraft - не просто аудиоредактор, а целая виртуальная студия. Главная ее отличительная черта - большое количество встроенных семплов, лупов, эффектов, виртуальных инструментов.

Все это многообразие инструментов позволяет не только выполнять простейшие операции над аудиоданными, но и создавать свои треки, делать ремиксы.

Основные особенности

Программа для работы со звуком обладает следующими отличительными особенностями:

  • 7000 сэмплов поставляется вместе с программой;
  • более 20 встроенных эффектов профессионального уровня;
  • 11 предустановленных плагинов в формате VST;
  • возможность импорта лупов из популярных контейнеров библиотек;
  • утилита поддерживает почти все современные форматы звуковых файлов.

Mixcraft - программа, которая лучше всего подойдет для пользователей, занимающихся сведением треков или композиторством. Интерфейс программы выполнен нестандартно, поэтому утилита потребует какое-то время для освоения.

Единственный недостаток - эта программа для работы со звуком не бесплатна. Однако ею можно пользоваться две недели без покупки лицензии.

В последнее время наряду с термином «мультимедиа», получил распространение другой - «музыкальные программы». Новый термин оказался столь же многозначным, что и его родитель, - этим сочетанием стали называть любые программы, имеющие дело с каким-либо звуком; при этом нередко происходит смешение основных понятий и путаница в принципах работы программ. В результате одни пользователи даже не догадываются о некоторых доступных им возможностях, а другие ошибочно возлагают на программу (и компьютер в целом) неоправданные надежды. Цель данной статьи - классификация методов работы со звуком на PC и обзор технологий и программных средств для этой цели.

Профессионалы и «продвинутые любители», имеющие представление о технологиях обработки звука на PC, свободно могут пропустить следующую главу - она предназначена в основном для начинающих в этой области.

Audio и MIDI

В современных компьютерах можно выделить две наиболее популярные технологии, имеющие отношение к звуку и музыке:
  • Audio (аудио) - наиболее универсальная технология, представляющая произвольный звук как он есть - в виде цифрового представления исходного звукового колебания или звуковой волны (wave), отчего в ряде случаев она именуется wave-технологией. Позволяет работать со звуками любого вида, любой формы и длительности. Звуковая информация обычно хранится в файлах с расширением WAV.
  • MIDI - нотно-музыкальная технология, основанная на регистрации событий, происходящих при игре на электронном инструменте, - нажатий клавиш, педалей, воздействий на регуляторы, тумблеры, кнопки и т.п. Последовательность подобных событий образует «электронную партитуру» музыкального произведения - как бы полную программу управления «автоматическим оркестром». Позволяет весьма точно записать достаточно сложное музыкальное произведение, а затем любое число раз исполнить его в точном соответствии с программой. Информация обычно хранится в файлах с расширением MID.
MIDI означает Musical Instrument Digital Interface - цифровой интерфейс музыкальных инструментов, принятый сейчас в качестве мирового стандарта во всех мало-мальски серьезных электронных музыкальных инструментах.

Audio-технология обычно применяется там, где имеется исходный звуковой сигнал, подлежащий обработке, - с ее помощью записывают, обрабатывают и сводят «живые» акустические и голосовые партии, речь, шумы, специальные сигналы и т.п. MIDI-технология снискала себе успех в создании музыкальных произведений «с нуля», посредством только электронных инструментов. При помощи MIDI-системы может быть создан как некий музыкальный каркас, к которому впоследствии будут добавлены голосовые или акустические партии, так и полноценное, законченное музыкальное произведение.

Для применения аудио-технологии достаточно простейшего звукового адаптера, содержащего АЦП и ЦАП - аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи. При этом сложность, качество и цена адаптера совершенно не влияет на принципиальные возможности обработки звука - от адаптера зависит лишь общее качество входного и выходного преобразования, а также сервисные возможности (например, быстрое аппаратное сжатие или фильтрование).

Для использования MIDI-технологии прежде всего нужен электронный музыкальный инструмент, преобразующий последовательность нот и команд управления в звук - обычный или сразу цифровой. Это может быть клавишный синтезатор, звуковой модуль (тонгенератор, или синтезатор без клавиатуры), музыкальная карта с аппаратным синтезатором или же программный синтезатор - программа, имитирующая работу реального синтезатора. Соответственно, все возможности, доступные в этой технологии, целиком определяются имеющимся набором MIDI-инструментов.

В Windows каждая технология представлена своим типом звукового устройства. Устройства могут быть реальными (аппаратные адаптеры) и виртуальными (программы-имитаторы, генераторы, фильтры и т.п.). Общение программ с устройствами происходит посредством аудио- и MIDI-портов, которые появляются в системе после установки соответствующих устройств.

Отдельным случаем аудио-портов являются порты DirectSound. Классический (Wave, MME) аудио-порт не гарантирует предельно быстрого вывода звука - при обмене небольшими фрагментами, за счет буферизации и невысокой частоты обращений к адаптеру, возникают значительные (относительно времени звучания самих фрагментов) задержки. Интерфейс DirectSound, входящий в комплект интерфейсов DirectX, дает возможность работать с адаптером с минимальной буферизацией и накладными расходами, заметно сокращая задержки. Кроме того, в DirectSound несколько программ могут использовать один порт одновременно, что далеко не всегда возможно при работе с Wave-портами.

Классификация программ

Любая программа для работы со звуком на PC использует в той или иной форме одну из этих технологий либо обе сразу. Я различаю следующие основные классы программ:
  • Звуковые процессоры (audio processors)
  • Системы многоканальной записи и сведения (multitrack recorders)
  • Звуковые редакторы (audio editors)
  • Генераторы и анализаторы сигналов (audio generators/analysers)
  • Виртуальные (программные) синтезаторы (virtual/software synthesizers)
  • Музыкальные редакторы (music/MIDI editors)
    • секвенсоры (sequencers)
    • трекеры (trackers)
    • нотные редакторы (score editors)
  • Музыкальные процессоры (music/MIDI processors)
  • Автокомпозиторы (auto composers)
  • Автоаккомпаниаторы (auto accompaniment generators, jammers)
  • Распознаватели нот (score recognition software)
  • Преобразователи форматов (format convertors)
  • Считыватели звуковых дорожек с компакт-дисков (CD rippers/grabbers)
  • Психоакустические компрессоры (psychoacoustic compressors)
  • Проигрыватели (players)
  • Системы для радиовещания и дискотек (delivery systems)
  • Утилиты и управляющие программы (utility/control software)
Многие программы сочетают в себе функции из разных классов: например, звуковые редакторы и секвенсоры нередко предоставляют также возможности процессоров (обработка в реальном времени), а музыкальные процессоры и автокомпозиторы часто имеют функции секвенсора.

Звуковые процессоры

Имитируют работу типовых устройств обработки звука, применяемых в студийной работе, - усилителей, ограничителей, шумоподавителей, компандеров, эффект-блоков и т.п. Существует три основных типа процессоров:
  • Нелинейные (off-line) - получают сигнал в виде дискового файла, предварительно записанного другими средствами, и записывают результат обработки в другой дисковый файл.
  • Сквозные реального времени - получают сигнал непосредственно с аудиопорта и выводят результат в другой порт.
  • Подключаемые модули (plugins) - получают сигнал от другой программы при помощи специального программного интерфейса (API) и возвращают результат обработки этой же программе. Фактическим стандартом такого интерфейса стал Microsoft DirectX. Модули обычно поддерживают обработку в реальном времени.
Процессоры первого типа разрабатывались достаточно давно, уступая место процессорам второго типа по мере роста мощности компьютеров. После появления системы DirectX популярные процессоры разрабатываются в этом интерфейсе.

Cylonix Vocoder

    Разработчик - James J. Clark

18-полосный вокодер реального времени. Для удовлетворительной работы требуется Pentium-120. Задержка между входным и выходным сигналом на Pentium-166 - чуть больше полусекунды, на Celeron-460 - около 0.2 с. DirectX не поддерживается.

В основу многополосного вокодера положено то, что речевой аппарат человека работает по разностному принципу: исходный звук голосовых связок, богатый гармониками, подвергается динамическому управлению - резонансному усилению, амплитудной модуляции и фильтрованию - при прохождении через речевой тракт. Принцип работы такого вокодера состоит в разложении речевого управляющего сигнала (modulator) на заданное количество частотных полос и анализе динамики в каждой полосе. Полученные в результате анализа сигналы с определенной точностью повторяют динамику работы речевого тракта. Эти сигналы управляют банком частотных фильтров, через которые пропускается богатый гармониками несущий сигнал (carrier); в результате на выходе банка образуется «говорящий» несущий сигнал, как если бы звук подобного тембра издавали сами голосовые связки.

Как несущий, так и управляющий сигнал может быть сгенерирован несколькими способами - самой программой, введен с аудио-порта, либо взят из готового Wave-файла.

Вокодер имеет множество параметров: ширина полосы фильтра, пропорции смешивания входных и выходных сигналов, способы распознавания речевых звуков, режим воспроизведения высоты управляющего сигнала, виды отображения управляющих сигналов на банки фильтров. Различные способы отображения - сдвиг на несколько полос, инверсия, перестановка соседних полос и т.п. - позволяют в чрезвычайно широких пределах менять тембр полученного сигнала.

Каждый канал вокодера имеет набор регуляторов - уровень, стереопанорама, время затухания, задержка, время и интенсивность эха, уровень дополнительных искажений.

Возможно также отключение анализа управляющего сигнала - тогда программа работает, как обычный 18-полосный эквалайзер.

Системы многоканальной записи и сведения

Предназначены для многодорожечной записи и воспроизведения фонограмм подобно многоканальному магнитофону, а также для оконечного сведения (микширования) многодорожечной фонограммы. Основными функциями являются монтажные операции на дорожках, совмещение звуковых фрагментов, организация плавного перехода одних фрагментов в другие, регулировка громкости и положения на стереопанораме для каждой дорожки, перезапись всей дорожки или ее отдельных фрагментов.

Большинство систем многоканальной записи предназначено для работы в серьезных студийных условиях, поэтому практически все они имеют поддержку удаленного управления (MMC), синхронизации с внешними устройствами (SMPTE). Ряд современных систем поддерживает также синхронизацию с видеороликами.

В многоканальных системах используется преимущественно неразрушающий (non-destructive) монтаж. Это означает, что программа оперирует на многодорожечной панели не с самими звуковыми данными, а лишь со ссылками на их фрагменты (clips). Это заметно уменьшает требования к памяти, ускоряет доступ к данным и вдобавок защищает их от нежелательного изменения.

DDClip Pro

    Разработчик - SoftLab-NSK
Новосибирская система многоканальной записи, монтажа, сведения и компоновки с видеоданными. Для работы требуется Pentium-100, 16 Мбайт памяти. Поддерживаются форматы с разрядностью до 32 бит с любой частотой дискретизации.

Предоставляет до 32 аудиодорожек, одну MIDI-дорожку и две видеодорожки. Каждая дорожка может содержать произвольное количество клипов - звуковых или видеофрагментов, каждый из которых, в свою очередь, является ссылкой на определенный участок исходных данных - аудио, MIDI или видео.

Технология работы в DDClip основана на подборе и совмещении клипов всех трех видов. Для создаваемого ролика заготавливаются все необходимые фрагменты, затем они в нужном порядке расставляются по дорожкам, после чего выполняется точная подгонка, выравнивание, настройка уровней громкости и панорамы, наложение эффектов и окончательное сведение.

На видеодорожках доступны простые операции видеообработки - обрезание кадра, плавные переходы между кадрами. Видеоролики воспроизводятся на любом устройстве с интерфейсом Video for Windows.

Поддерживается дополнительный монитор для вывода видеороликов.

На клипы могут накладываться профили - огибающие громкости и стереобаланса. Также могут быть наложены эффекты реального времени - delay, echo, chorus, phaser, flanger, графический/параметрический эквалайзеры. Несколько эффектов могут быть связаны в цепочку. На весь проект могут быть наложены глобальные (master) эффекты из этого же набора.

Вспомогательное окно Clip Collection (коллекция клипов) является удобным средством для быстрого выбора подходящих клипов и перетаскивания их в нужные места дорожек.

Samplitude Studio

    Разработчик - SEK"D
Мощная система записи и сведения с поддержкой MIDI-дорожек. Возможны разрушающий и неразрушающий монтаж, прямая загрузка звуковых дорожек с компакт-диска, импорт видеороликов в форматах AVI/MPEG и синхронизация с ними.

Поддерживаются огибающие громкости, панорамы и объема (surround). Несколько различных режимов воздействия мышью на объекты - выделение, перетаскивание, отрисовка огибающих и т.п. Удобный способ фиксации клипов при помощи специального значка в центре каждого клипа.

По краям выбранного клипа изображаются так называемые манипуляторы (handles) - в каждом из четырех углов и в середине верхней грани. Нижние угловые манипуляторы отвечают за левую/правую границы клипа, верхние угловые - за крутизну нарастания/спада громкости в начале/конце клипа, а верхний центральный - за общую громкость клипа.

Имеется интересная функция Convolution - выделение из звуковой дорожки общих с другой дорожкой гармоник с подавлением остальных частотных составляющих.

Широкий спектр операций обработки - ревербератор, спектральный анализатор, параметрический/графический эквалайзеры, многоточечный фильтр, компрессор/экспандер, расширитель стереобазы, шумоподавитель (общий и по образцу), генератор волновых форм. Поддерживаются модули обработки в стандарте DirectX.

Поддерживается запись звуковых компакт-дисков с возможностью расстановки пауз между дорожками.

n-Track Studio

    Разработчик - Flavio Antonioli
Система записи, монтажа и сведения с некоторыми функциями MIDI-секвенсора. Возможен разрушающий и неразрушающий монтаж. Количество аудио- и MIDI-дорожек не ограничено. Поддерживаются работа с DirectSound-портами и звуковые форматы до 24 разрядов и 96 кГц.

Имеет раздельные индикаторы уровня записи и воспроизведения, возможность синхронизации с видеороликом (AVI/MPEG), огибающие громкости/панорамы в режиме неразрушающего редактирования, метроном.

Для обработки применяются собственные и DirectX-модули, обработка возможна как при воспроизведении, так и в режиме прямого ввода с порта (live input). В состав встроенных модулей входят Chorus, Vol/Pitch Shift, Echo, Compression, Reverb.

Для просмотра и редактирования MIDI-дорожек имеется окно Piano Roll с несложным интерфейсом и возможностью квантования (quantize).

Звуковые редакторы

Объединяют функции цифрового магнитофона, звуковой монтажной станции и набора устройств обработки звука (процессоров). Осуществляют запись, воспроизведение и монтаж (вырезка, вклейка, замена фрагментов фонограммы). Чаще всего имеют набор встроенных и/или подключаемых звуковых процессоров, с помощью которых реализуется сложная обработка записанной фонограммы. Редактор может быть многоканальным, допуская раздельную запись и обработку нескольких звуковых дорожек с последующим их сведением (микшированием). Ряд редакторов предоставляет звуковые процессоры реального времени, а также средства для исследования сигнала - спектроанализаторы, взвешивающие фильтры и статистические функции.

Среди типовых функций звуковых редакторов наиболее общими являются:

  • Запись и воспроизведение звукового сигнала через аудиопорт звукового адаптера (карты)
  • Чтение и запись звуковых файлов, преимущественно формата RIFF PCM (WAV), а также других распространенных форматов
  • Возможность обработки моно- и стереосигнала с разрядностью 8 и 16 и частотой дискретизации до 44 100 Гц (нередко – до 24 разрядов и 96 кГц)
  • Монтаж сигнала (вырезка, вставка, удаление и размножение фрагментов)
  • Различные способы выделения рабочего участка (selection) при монтаже с выравниванием (snap) по точкам пересечения нуля (zero crossing), по времени (time), по ритмическим долям (beats)
  • Пометка точек и фрагментов фонограммы с ведением списка таких пометок, из которого можно быстро перейти к помеченному участку, а также поддержка списка участков проигрывания (play list), с помощью которого можно заменить линейное проигрывание на «рваное»
  • Основные операции обработки: усиление/ослабление, нормализация (такое масшабирование сигнала, чтобы его амплитуда точно вписалась в заданный диапазон), плавное увеличение/снижение уровня громкости (fade), изменение стереобаланса (pan), сжатие/растяжение динамического диапазона (compress/expand), пороговое пропускание (gate), наложение огибающей (envelope)
  • Основные виды эффект-обработки: phaser, flanger, reverb, delay, echo, overdrive, distortion, fuzz и т.п.
  • Специальные операции: частотное фильтрование (filter/EQ), изменение высоты (pitch) сигнала или длительности (stretch) участка фонограммы, ослабление шумов (noise, hiss) и щелчков (clicks, pops), формирование музыкальных звуков из участков фонограммы, спектральный анализ всей фонограммы или ее участка
  • Преобразование формата сигналов - частоты дискретизации, разрядности отсчета и количества каналов, смешивание стереоканалов в один
  • Генерация сигналов различной формы и характеристик - как стационарных, так и с изменяющимися во времени параметрами, а также шумов с различным распределением
  • Доступ к зарегистрированным в системе внешним модулям (plugins) обработки звука в стандарте DirectX/ActiveMovie, которым передается для обработки выделенный участок фонограммы
  • Синхронизация записи/воспроизведения по MIDI - запуск записи или воспроизведения по внешнему событию, посылка синхронизирующих сообщений другим устройствам (ведущее устройство, master sync), синхронизация по приходящим от других устройств сообщениям (ведомое устройство, slave sync)
  • Автоматическое выравнивание при выделении - по точкам пересечения нуля и временным меткам.

    При монтаже удобно пользоваться функциями Preview Cur/Cursor (прослушивание, каким будет результат вырезки, до выполнения самой вырезки) и Pre-roll to Cursor (прослушивание небольшого участка перед курсором).

    Поддерживается список помеченных участков (regions) и выборочного проигрывания.

    В режиме записи возможно создание «пульта дистанционного управления» - Remote Control. При этом основное окно редактора заменяется на небольшое окно «пульта», находящееся поверх других окон. Эта функция удобна при записи сигнала, формируемого другой программой, либо устройством, управление которым производится из другой программы.

    В режиме записи возможен также прямой сброс данных на диск, минуя системный кэш с обратной записью. Это позволяет избавиться от долгих пауз, когда Windows сбрасывает кэш на диск, останавливая при этом все программы, однако работа диска в таком режиме становится весьма напряженной за счет непрерывного позиционирования. Надо сказать, что и при работе через кэш Sound Forge использует диск гораздо более агрессивно, чем большинство других редакторов.

    Редактор может работать с внешними семплерами (Akai, E-mu, Kurzweil, Peavey), поддерживающими стандарты MIDI SDS и/или SCSI SMDI. Поддерживается также подготовка семплов для ACID - другой программы Sonic Foundry, предназначенной для создания музыки из готовых фрагментов.

    Генератор сигналов выдает простые периодические сигналы и серии DTMF, а также имеет функцию FM Synthesis - частотно-модуляционный операторный синтез, популярный в электронных синтазаторах начала 80-х.

    Поддерживаются собственные подключаемые модули. При помощи модуля Batch Converter можно создать последовательность операций обработки, которая затем может быть автоматически применена к одному или нескольким файлам. CD Architect предназначен для формирования и записи звуковых компакт-дисков. Spectrum Analysis служит для спектрального анализа фонограммы, Noise Reduction - для ослабления помех и шумов, Q-Sound - для придания звуку эффекта объемности.

    Синхронизация по MIDI возможна в обоих режимах - ведущем и ведомом.

    Имеется любительская локализация SF 4.5 на русском языке (переведены тексты меню и сообщений). Качество перевода среднее.

    WaveLab

      Разработчик - Steinberg
    Один из наиболее мощных и удобных современных редакторов. Поддерживает форматы до 24 разрядов и 96 кГц.

    Предоставляет все необходимые монтажные операции, нормализацию, преобразования динамики, коррекцию высоты/времени звучания. Операции сложной обработки немногочисленны: трехполосный эквалайзер, гармонайзер на 16 голосов (создает дополнительные гармоники основного голоса), качественный Chorus.

    Основное внимание при обработке уделено поддержке модулей реального времени - собственных, DirectX и VST (от Cubase VST). Для управления модулями сделана специальная панель эффектов (Master Section), в которой можно выбрать до шести модулей одновременно. Для модулей WaveLab/VST изображаются панели управления, стилизованные под вид аппаратных стоечных блоков. Панели модулей, а также панели инструментов WaveLab (toolbars) могут находиться в любом месте экрана, а не только в окне редактора.

    Имеет функции сравнения двух файлов, генерации тестового сигнала с огибающей, построения трехмерной спектрограммы с показом ее с различных точек зрения.

    Функция Batch Processor позволяет сформировать алгоритм пакетной обработки набора файлов.

    Поддерживает обмен данными с аппаратными семплерами AKAI, Ensoniq, E-mu, Kurzweil, Roland в стандартах SDS/SMDI. Может считывать звуковые дорожки с компакт-дисков. Содержит встроенный CD-рекордер с возможностью задания длительности пауз между дорожками.

    Имеет несколько стилей и цветовых палитр интерфейса. После выполнения каждой операции отмечается время, затраченное на операцию, с точностью до миллисекунды, что удобно для оценки эффективности.

Похожие статьи