Кластер (группа компьютеров). Введение: кластерные вычислительные системы

Одно из самых современных направлений в области создания вычислительных систем - это кластеризация. По производительности и коэффициенту готовности кластеризация представляет собой альтернативу симметричным мультипроцессорным системам.

Как мы уже отмечали, вычислительный кластер - это М1МР- система (мультикомпьютер), состоящая из множества отдельных компьютеров (узлов вычислительного кластера), объединенных единой коммуникационной средой.

В качестве узла кластера может выступать как однопроцессорная ВМ, так и ВС типа SMP или МРР. Каждый узел в состоянии функционировать самостоятельно и отдельно от кластера.

Каждый узел имеет свою локальную оперативную память. При этом общей физической оперативной памяти для узлов, как правило, не существует. Коммуникационная среда вычислительных кластеров обычно позволяет узлам взаимодействовать между собой только посредством передачи сообщений. В целом вычислительный кластер следует рассматривать как единую аппаратно-программную систему, имеющую единую коммуникационную систему, единый центр управления и планирования загрузки.

Архитектура кластерных вычислений сводится к объединению нескольких узлов высокоскоростной сетью. Наряду с термином «кластерные вычисления», часто применяются такие названия, как кластер рабочих станций (workstation cluster), гипервычисления (hypercomputing), параллельные вычисления на базе сети (network-based concurrent computing).

Перед кластерами ставятся две задачи:

  • достичь большой вычислительной мощности;
  • обеспечить повышенную надежность ВС.

Первый коммерческий кластер создан корпорацией «DEC» в начале 80-х гг. прошлого века. В качестве узлов кластеров могут использоваться как одинаковые ВС (гомогенные кластеры), так и разные (гетерогенные кластеры). По своей архитектуре кластерная ВС является слабосвязанной системой.

Преимущества, достигаемые с помощью кластеризации:

  • абсолютная масштабируемость. Возможно создание больших кластеров, превосходящих по вычислительной мощности даже самые производительные одиночные ВМ. Кластер в состоянии содержать десятки узлов, каждый из которых представляет собой мультиплексор;
  • наращиваемая масштабируемость. Кластер строится так, что его можно наращивать, добавляя новые узлы небольшими порциями;
  • высокий коэффициент готовности. Поскольку каждый узел кластера - самостоятельная ВМ или ВС, отказ одного из узлов не приводит к потере работоспособности кластера. Во многих системах отказоустойчивость автоматически поддерживается программным обеспечением;
  • превосходное соотношение цена/производительность. Кластер любой производительности можно создать, соединяя стандартные

ВМ, при этом его стоимость будет ниже, чем у одиночной ВМ

с эквивалентной вычислительной мощностью.

На уровне аппаратного обеспечения кластер - это просто совокупность независимых вычислительных систем, объединенных сетью. При соединении машин в кластер почти всегда поддерживаются прямые межмашинные связи. Решения могут быть простыми, основывающимися на аппаратуре Ethernet, или сложными с высокоскоростными сетями с пропускной способностью в сотни мегабайт в секунду (система /?5/6000 SP компании «1ВМ», системы фирмы «Digital» на основе Memory Channel, ServerNet корпорации «Compaq»).

Узлы кластера контролируют работоспособность друг друга и обмениваются специфической информацией. Контроль работоспособности осуществляется с помощью специального сигнала, называемого heartbeat («сердцебиение»). Этот сигнал передается узлами кластера друг другу, чтобы подтвердить их нормальное функционирование.

Неотъемлемой частью кластера является специализированное программное обеспечение (ПО), на которое возлагается задача обеспечения бесперебойной работы при отказе одного или нескольких узлов. Такое ПО производит перераспределение вычислительной нагрузки при отказе одного или нескольких узлов кластера, а также восстановление вычислений при сбое в узле. Кроме того, при наличии в кластере совместно используемых дисков кластерное программное обеспечение поддерживает единую файловую систему.

Узлы вычислительного кластера могут функционировать под управлением разных операционных систем. Однако чаще всего используются стандартные UNIX-подобные системы. Заметим, что с точки зрения разработки прикладных параллельных программ нет каких-либо принципиальных различий между однородными вычислительными кластерами и МРР- системами.

Классификация вычислительных кластеров по типу

узловых процессоров

Вычислительные кластеры классифицируются прежде всего по характеру узловых процессоров (рис. 9.10).

В качестве узлов вычислительного кластера обычно используют персональные компьютеры, рабочие станции и ^МР-серверы. Если в качестве узла кластера используется SMP- система, то такой вычислительный кластер называется *5ЖР-кластером.

Если в качестве узлов вычислительного кластера используются персональные ЭВМ или рабочие станции, то обычной является си-

Рис. 9.10.

туация, когда во время решения задачи на кластере на узлах этого кластера продолжают выполняться последовательные задания пользователей. В результате относительная производительность узлов кластера меняется случайным образом и в широких пределах. Решением проблемы было бы написание самоадаптирующейся пользовательской программы. Однако эффективное решение этой задачи представляется весьма проблематичным. Ситуация усугубляется, если среди узловых компьютеров вычислительного кластера имеются файловые серверы. При этом во время решения задачи на кластере в широких пределах может меняться загрузка коммуникационной среды, что делает непредсказуемыми коммуникационные расходы задачи.

Классификация вычислительных кластеров по однородности узлов

Как и всякие А//А//)-системы, вычислительные кластеры разделяются на однородные кластерные системы (однородные вычислительные кластеры) и разнородные кластерные системы (гетерогенные вычислительные кластеры).

Обычно, когда говорят о вычислительных кластерах, подразумевают однородные вычислительные кластеры. Однако часто при наращивании кластера приходится использовать процессоры, отличающиеся не только по производительности, но и по архитектуре от узловых процессоров кластера. Поэтому постепенно однородный вычислительный кластер может стать неоднородным. Эта неоднородность создает следующие проблемы: различие в производительности процессоров усложняет задачу распределения работ между процессорами; различие в архитектуре процессоров требует подготовки разных выполняемых файлов для разных узлов, а в случае различий в представлении данных может потребовать и преобразования их форматов при передаче сообщений между узлами.

Классификация вычислительных кластеров по функциональности узлов

Узлы вычислительного кластера могут представлять собой полно-функциональные компьютеры, которые могут работать и как самостоятельные единицы. Производительность такого кластера обычно невысока.

Для создания высокопроизводительных вычислительных кластеров системные блоки узловых компьютеров делают значительно более простыми, чем в первом случае (неполнофункциональными). Здесь нет необходимости снабжать компьютеры узлов графическими картами, мониторами, дисковыми накопителями и другим периферийным оборудованием. Периферийное оборудование устанавливается только на одном или немногих управляющих компьютерах (ЯОУГ-компьютерах). Такой поход позволяет значительно уменьшить стоимость системы.

При классификации кластеров используется и ряд других классификационных признаков (рис. 9.11).


Рис. 9.11.

  • классификация по стандартности комплектующих;
  • классификация по функциональной направленности. Классификация вычислительных кластеров по стандартности комплектующих. С точки зрения стандартности комплектующих можно выделить два класса кластерных систем:
    • 1) вычислительный кластер строится целиком из стандартных комплектующих;
    • 2) при построении кластера используются эксклюзивные или нешироко распространенные комплектующие.

Вычислительные кластеры первого класса имеют низкие цены и простое обслуживание. Широкое распространение кластерные технологии получили как средство создания именно относительно дешевых систем суперкомпьютерного класса из составных частей массового производства.

Кластеры второго класса позволяют получить очень высокую производительность, но являются, естественно, более дорогими.

Классификация вычислительных кластеров по их функциональной направленности. С функциональной точки зрения кластерные системы можно разделить:

На высокоскоростные кластерные системы (High Performance) -

ЯР-кластеры;

Кластерные системы высокой готовности (High Availability) - НА-

кластеры.

Высокоскоростные кластеры используются в областях, которые требуют значительной вычислительной мощности. Кластеры высокой готовности используются везде, где стоимость возможного простоя превышает стоимость затрат, необходимых для построения отказоустойчивой системы.

Производительность вычислительного высокоскоростного кластера, очевидно, зависти от производительности его узлов. С другой стороны, производительность кластера, как и всякой системы с распределенной памятью, сильно зависит от производительности коммуникационной среды. Обычно при построении вычислительных кластеров используют достаточно дешевые коммуникационные среды. Такие среды обеспечивают, на один - два порядка более низкую производительность чем производительность коммуникационных сред суперкомпьютеров. Поэтому находится не так много задач, которые могут достаточно эффективно решаться на больших кластерных системах.

Влияние производительности коммуникационной среды на общую производительность кластерной системы зависит от характера выполняемой задачи. Если задача требует частого обмена данными между подзадачами, которые решаются на разных узлах вычислительного кластера, то быстродействию коммуникационной среды следует уделить максимум внимания. Соответственно, чем меньше взаимодействуют части задачи между собою, тем меньше внимания можно уделить быстродействию коммуникационной среды.

Разработано множество технологий соединения компьютеров в кластер.

Для того чтобы вычислительная система обладала высокими показателями готовности, необходимо, чтобы ее компоненты были максимально надежными, чтобы система была отказоустойчивой, а также чтобы была возможной «горячая» замена компонентов (без останова системы). Благодаря кластеризации при отказе одного из компьютеров системы задачи могут быть автоматически (операционной системой) перераспределены между другими (исправными) узлами вычислительного кластера. Таким образом, отказоустойчивость кластера обеспечивается дублированием всех жизненно важных компонентов вычислительной системы. Самыми популярными коммерческими отказоустойчивыми системами в настоящее время являются двухузловые кластеры.

Выделяется еще один класс вычислительных кластеров - вычислительные сети (GRID), объединяющие ресурсы множества кластеров, многопроцессорных и однопроцессорных ЭВМ, которые могут принадлежать разным организациям и быть расположенными в разных странах.

Разработка параллельных программ для вычислительных сетей усложняется из-за следующих проблем. Ресурсы (количество узлов, их архитектура, производительность), которые выделяются задаче, определяются только в момент обработки сетью заказа на выполнение этой задачи. Поэтому программист не имеет возможности разработать программу для конкретной конфигурации вычислительной сети. Программу приходится разрабатывать так, чтобы она могла динамически (без перекомпиляции) самонастраиваться на выделенную конфигурацию сети. Кроме того, к неоднородности коммуникационной среды добавляется изменчивость ее характеристик, вызываемая изменениями загрузки сети. В лучшем случае программа должна разрабатываться с учетом этой неоднородности коммуникационной среды, что представляет собой весьма непростую задачу. Как мы отмечали выше, подобная проблема имеет место и для вычислительных кластеров, построенных на основе персональных компьютеров или рабочих станций.

Эффективная производительность кластерных вычислительных систем (real applications performance, RAP) оценивается как 5-15% от их пиковой производительности (Peak Advertised Performance, PAP). Для сравнения: у лучших малопроцессорных систем из векторных процессоров это соотношение оценивается как 30-50%.

Кластер представляет собой группу компьютеров, которые объединены между собой при помощи высокоскоростных каналов связи, и выглядят единым объединенным аппаратным ресурсом.

Грегори Пфистер, который входит в число первых архитекторов, разрабатывающих кластерную технологию, определил значение кластера следующими словами: «Кластер представляет собой одну из разновидностей распределенной или параллельной системы». Такие системы могут состоять либо из некоторого количества компьютеров, которые связаны между собой, либо их можно использовать в качестве единого, унифицированного компьютерного ресурса. На данный момент самым приемлемым вариантом для выбора узлов кластера, принято считать операционные системы, созданные на базе процессоров «Интел». Существует ряд причин, по результатам рассмотрения которых, самый оптимальный вариант для построения кластеров является их создание на базе двухпроцессорных систем.

    Кластеры классифицируют на несколько основных видов:
  • 1. Кластеры, обладающие высокой доступностью.
    Эти кластеры используют для того, чтобы обеспечить максимально высокую доступность сервиса, который представляет данный кластер. Если в состав одного кластера входит максимальное число узлов, в момент, когда один или несколько серверов отказывают, появляется гарантия о предоставлении сервиса. Компании, занимающиеся обслуживанием и ремонтом ноутбуков, сообщают пользователям, что минимальное количество узлов, необходимое для повышения доступности должно составлять максимум два узла. Существует множество разнообразных программных разработок для создания таких видов кластеров.
  • 2. Кластеры, с функциями распределения нагрузки.
    Принцип работы такого вида кластеров представляет собой распределение запросов через один или сразу несколько узлов входа, которые, в свою очередь занимаются направлением их для проведения доработки на все остальные узлы. На первом этапе, разработчики этого кластера, считали, что он будет отвечать за производительность, но в большинстве случаев, благодаря тому, что такого вида кластеры оснащены специальными методами, они используются для повышения надежности. Такие конструкции по-другому называют северными фермами.
  • 3. Вычислительные кластеры.
    Эти кластеры широко используются во время вычислений, а именно, при проведении разнообразных научных исследований, которые проводятся в процессе разработки многопроцессорных систем кластеров. Вычислительные кластеры отличаются высокой производительностью процессоров в момент числовых операций с плавающей точкой и низкой латентностью объединяющих сетей. Кроме этого, обладая некоторыми уникальными особенностями, вычислительные кластеры способствуют значительному уменьшению времени, которое тратится на расчеты.
  • 4. Системы распределенных вычислений.
    Подобные системы не считают кластерами, но они отличаются аналогичными принципами технологий, которые используются при создании кластеров. Самое главное, что является их различием - это обладание каждого узла этих систем очень низкой доступностью, то есть его плодотворную работу невозможно гарантировать. Поэтому в этом случае, для выполнения определенной задачи, она должна быть поделена между целым рядом независимых процессоров. Такого вида системы, в отличие от кластера, не имеют ничего общего с единым компьютером, а служат лишь для того, чтобы производить упрощенным способом распределения полученных вычислений. Нестабильная конфигурация в этом варианте, во многом компенсируется большой численностью узлов.

(К слову, говоря, при этом есть возможность собрать недорогой и эффективный кластер из xbox 360 или PS3, процессоры там примерно как Power, и на миллион можно купить не одну приставку.)

Исходя из этого отметим интересные по цене варианты построения высокопроизводительной системы. Разумеется, она должна быть многопроцессорной. У Intel для таких задач используются процессоры Xeon, у AMD – Opteron.

Если много денег


Отдельно отметим крайне дорогую, но производительную линейку процессоров на сокете Intel Xeon LGA1567.
Топовый процессор этой серии – E7-8870 с десятью ядрами 2,4 ГГц. Его цена $4616. Для таких CPU фирмы HP и Supermicro выпускают! восьмипроцессорные! серверные шасси. Восемь 10-ядерных процессоров Xeon E7-8870 2.4 ГГц с поддержкой HyperThreading поддерживают 8*10*2=160 потоков, что в диспетчере задач Windows отображается как сто шестьдесят графиков загрузки процессоров, матрицей 10x16.

Для того, чтобы восемь процессоров уместились в корпусе, их размещают не сразу на материнской плате, а на отдельных платах, которые втыкаются в материнскую плату. На фотографии показаны установленные в материнскую плату четыре платы с процессорами (по два на каждой). Это решение Supermicro. В решении HP на каждый процессор приходится своя плата. Стоимость решения HP составляет два-три миллиона, в зависимости от наполнения процессорами, памятью и прочим. Шасси от Supermicro стоит $10 000, что привлекательнее. Кроме того в Supermicro можно поставить четыре сопроцессорных платы расширения в порты PCI-Express x16 (кстати, еще останется место для Infiniband-адаптера чтобы собирать кластер из таких), а в HP только две. Таким образом, для создания суперкомпьютера восьмипроцессорная платформа от Supermicro привлекательнее. На следующем фото с выставки представлен суперкомпьютер в сборе с четырьмя GPU платами.


Однако это очень дорого.
Что подешевле
Зато есть перспектива сборки суперкомпьютера на более доступных процессорах AMD Opteron G34, Intel Xeon LGA2011 и LGA 1366.

Чтобы выбрать конкретную модель, я составил таблицу, в которой сосчитал для каждого процессора показатель цена/(число ядер*частота). Я отбросил из расчета процессоры частотой ниже 2 ГГц, и для Intel - с шиной ниже 6,4GT/s.

Модель
Кол-во ядер
Частота
Цена, $
Цена/ядро, $
Цена/Ядро/ГГц
AMD





6386 SE
16
2,8
1392
87
31
6380
16
2,5
1088
68
27
6378
16
2,4
867
54
23
6376
16
2,3
703
44
19
6348
12
2,8
575
48
17
6344
12
2,6
415
35
13
6328
8
3,2
575
72
22
6320
8
2,8
293
37
13
INTEL





E5-2690
8
2,9
2057
257
89
E5-2680
8
2,7
1723
215
80
E5-2670
8
2,6
1552
194
75
E5-2665
8
2,4
1440
180
75
E5-2660
8
2,2
1329
166
76
E5-2650
8
2
1107
138
69
E5-2687W
8
3,1
1885
236
76
E5-4650L
8
2,6
3616
452
174
E5-4650
8
2,7
3616
452
167
E5-4640
8
2,4
2725
341
142
E5-4617
6
2,9
1611
269
93
E5-4610
6
2,4
1219
203
85
E5-2640
6
2,5
885
148
59
E5-2630
6
2,3
612
102
44
E5-2667
6
2,9
1552
259
89
X5690
6
3,46
1663
277
80
X5680
6
3,33
1663
277
83
X5675
6
3,06
1440
240
78
X5670
6
2,93
1440
240
82
X5660
6
2,8
1219
203
73
X5650
6
2,66
996
166
62
E5-4607
6
2,2
885
148
67
X5687
4
3,6
1663
416
115
X5677
4
3,46
1663
416
120
X5672
4
3,2
1440
360
113
X5667
4
3,06
1440
360
118
E5-2643
4
3,3
885
221
67

Жирным курсивом выделена модель с минимальным показателем соотношения, подчеркнутым – самый мощный AMD и на мой взгляд наиболее близкий по производительности Xeon.

Таким, образом, мой выбор процессоров для суперкомпьютера – Opteron 6386 SE, Opteron 6344, Xeon E5-2687W и Xeon E5-2630.

Материнские платы

PICMG
На обычные материнские платы невозможно поставить более четырех двухслотовых плат расширения. Есть и другая архитектура – использование кросс-плат, таких как BPG8032 PCI Express Backplane.


В такую плату ставятся платы расширения PCI Express и одна процессорная плата, чем-то похожая на те, которые установлены в восьмипроцессорных серверах на базе Supermicro, о которых речь шла выше. Но только эти процессорные платы подчиняются отраслевым стандартам PICMG. Стандарты развиваются медленно и такие платы зачастую не поддерживают самые современные процессоры. Максимум такие процессорные платы сейчас выпускают на два Xeon E5-2448L - Trenton BXT7059 SBC.

Стоить такая система будет без GPU не меньше $5000.

Готовые платформы TYAN
За ту же примерно сумму можно приобрести готовую платформу для сборки суперкомпьютеров TYAN FT72B7015 . В такой можно установить до восьми GPU и два Xeon LGA1366.
«Обычные» серверные материнские платы
Для LGA2011
Supermicro X9QR7-TF - на эту материнскую плату можно установить 4 Платы расширения и 4 процессора.

Supermicro X9DRG-QF - эта плата специально разработана для сборки высокопроизводительных систем.

Для Opteron
Supermicro H8QGL-6F - эта плата позволяет установить четыре процессора и три платы расширения

Усиление платформы платами расширения

Этот рынок почти полностью захвачен NVidia, которые выпускают помимо геймерских видеокарт еще и вычислительные карты. Меньшую долю рынка имеет AMD, и относительно недавно на этот рынок пришла корпорация Intel.

Особенностью таких сопроцессоров является наличие на борту большого объема оперативной памяти, быстрые расчеты с двойной точностью и энергоэффективность.

FP32, Tflops FP64, Tflops Цена Память, Гб
Nvidia Tesla K20X 3.95 1.31 5.5 6
AMD FirePro S10000 5.91 1.48 3.6 6
Intel Xeon Phi 5110P 1 2.7 8
Nvidia GTX Titan 4.5 1.3 1.1 6
Nvidia GTX 680 3 0.13 0.5 2
AMD HD 7970 GHz Edition 4 1 0.5 3
AMD HD 7990 Devil 13 2x3,7 2х0.92 1.6 2x3

Топовое решение от Nvidia называется Tesla K20X на архитектуре Kepler. Именно такие карты стоят в самом мощном в мире суперкомпьютере Titan. Однако недавно Nvidia выпустила видеокарту Geforce Titan. Старые модели были с урезанной производительностью FP64 до 1/24 от FP32 (GTX680). Но в Титане производитель обещает довольно высокую производительность в расчетах с двойной точностью. Решения от AMD тоже неплохи, но они построены на другой архитектуре и это может создать трудности для запуска вычислений, оптимизированных под CUDA (технология Nvidia).

Решение от Intel - Xeon Phi 5110P интересно тем, что все ядра в сопроцессоре выполнены на архитектуре x86 и не требуется особой оптимизации кода для запуска расчетов. Но мой фаворит среди сопроцессоров – относительно недорогая AMD HD 7970 GHz Edition. Теоретически эта видеокарта покажет максимальную производительность в расчете на стоимость.

Можно соединить в кластер

Для повышения производительности системы несколько компьютеров можно объединить в кластер, который будет распределять вычислительную нагрузку между входящими в состав кластера компьютерами.

Использовать в качестве сетевого интерфейса для связи компьютеров обычный гигабитный Ethernet слишком медленно. Для этих целей чаще всего используют Infiniband. Хост адаптер Infiniband относительно сервера стоит недорого. Например, на международном аукционе Ebay такие адаптеры продают по цене от $40. Например, адаптер X4 DDR (20Gb/s) обойдется с доставкой до России примерно в $100.

При этом коммутационное оборудование для Infiniband стоит довольно дорого. Да и как уже было сказано выше, классическая звезда в качестве топологии вычислительной сети – не лучший выбор.

Однако хосты InfiniBand можно подключать друг к другу напрямую, без свича. Тогда довольно интересным становится, например, такой вариант: кластер из двух компьютеров, соединенных по infiniband. Такой суперкомпьютер вполне можно собрать дома.

Сколько нужно видеокарт

В самом мощном суперкомпьютере современности Cray Titan отношение процессоров к «видеокартам» 1:1, то есть в нем 18688 16-ядерных процессоров и 18688 Tesla K20X.

В Тяньхэ-1А – китайском суперкомпьютере на ксеонах отношение следующее. Два шестиядерных процессора к одной «видюшке» Nvidia M2050 (послабее, чем K20X).

Такое отношение мы и примем для наших сборок за оптимальное (ибо дешевле). То есть 12-16 ядер процессоров на один GPU. На таблице ниже жирным обозначены практически возможные варианты, подчеркиванием – наиболее удачные с моей точки зрения.

GPU Cores 6-core CPU 8-core CPU 12-core CPU 16-core CPU
2 24 32 4
5
3
4
2
3
2
2
3 36 48 6
8
5
6
3
4
2
3
4 48 64 8
11
6
8
4
5
3
4

Если система с уже установленным отношением процессоров/видеокарт сможет принять «на борт» еще дополнительно вычислительных устройств, то мы их добавим, чтобы увеличить мощность сборки.

Итак, сколько стоит

Представленные ниже варианты – шасси суперкомпьютера без оперативной памяти, жестких дисков и ПО. Во всех моделях используется видеоадаптер AMD HD 7970 GHz Edition. Его можно заменить на другой, по требованию задачи (например, на xeon phi). Там, где система позволяет, одна из AMD HD 7970 GHz Edition заменена на трехслотовую AMD HD 7990 Devil 13.
Вариант 1 на материнской плате Supermicro H8QGL-6F


Материнская плата Supermicro H8QGL-6F 1 1200 1200
Процессор AMD Opteron 6344 4 500 2000
Кулер Процессора Thermaltake CLS0017 4 40 160
Корпус 1400Вт SC748TQ-R1400B 1 1000 1000
Графический ускоритель AMD HD 7970 GHz Edition 3 500 1500
5860

Теоретически, производительность составит около 12 Tflops.
Вариант 2 на материнской плате TYAN S8232, кластерный


Эта плата не поддерживает Opteron 63xx, поэтому используется 62xx. В этом варианте два компьютера объединены в кластер по Infiniband x4 DDR двумя кабелями. Теоретически скорость соединения в этом случае упрется в скорость PCIe x8 то есть 32Гб/с. Блоков питания используется два. Как их согласовать между собой, можно найти в интернете.
Количество Цена Сумма
Материнская плата TYAN S8232 1 790 790
Процессор AMD Opteron 6282SE 2 1000 2000
Кулер Процессора Noctua NH-U12DO A3 2 60 120
Корпус Antec Twelve Hundred Black 1 200 200
Блок питания FSP AURUM PRO 1200W 2 200 400
Графический ускоритель AMD HD 7970 GHz Edition 2 500 1000
Графический ускоритель AX7990 6GBD5-A2DHJ 1 1000 1000
Infiniband адаптер X4 DDR Infiniband 1 140 140
Infiniband кабель X4 DDR Infiniband 1 30 30
5680 (за один блок)

Для кластера таких конфигураций нужно две и стоимость их составит $11360 . Его энергопотребление при полной нагрузке будет около 3000Вт. Теоретически, производительность составит до 31Tflops.

Кластер (группа компьютеров)

Кластеры распределения нагрузки

Принцип их действия строится на распределении запросов через один или несколько входных узлов, которые перенаправляют их на обработку в остальные, вычислительные узлы. Первоначальная цель такого кластера - производительность, однако, в них часто используются также и методы, повышающие надёжность. Подобные конструкции называются серверными фермами . Программное обеспечение (ПО) может быть как коммерческим (OpenVMS , MOSIX , Platform LSF HPC, Solaris Cluster , Moab Cluster Suite, Maui Cluster Scheduler), так и бесплатным (OpenMosix , Sun Grid Engine , Linux Virtual Server).

Вычислительные кластеры

Кластеры используются в вычислительных целях, в частности в научных исследованиях. Для вычислительных кластеров существенными показателями являются высокая производительность процессора в операциях над числами с плавающей точкой (flops) и низкая латентность объединяющей сети, и менее существенными - скорость операций ввода-вывода, которая в большей степени важна для баз данных и web-сервисов . Вычислительные кластеры позволяют уменьшить время расчетов, по сравнению с одиночным компьютером, разбивая задание на параллельно выполняющиеся ветки, которые обмениваются данными по связывающей сети. Одна из типичных конфигураций - набор компьютеров, собранных из общедоступных компонентов, с установленной на них операционной системой Linux, и связанных сетью Ethernet , Myrinet , InfiniBand или другими относительно недорогими сетями. Такую систему принято называть кластером Beowulf . Специально выделяют высокопроизводительные кластеры (Обозначаются англ. аббревиатурой HPC Cluster - High-performance computing cluster ). Список самых мощных высокопроизводительных компьютеров (также может обозначаться англ. аббревиатурой HPC ) можно найти в мировом рейтинге TOP500 . В России ведется рейтинг самых мощных компьютеров СНГ.

Системы распределенных вычислений (grid)

Такие системы не принято считать кластерами, но их принципы в значительной степени сходны с кластерной технологией. Их также называют grid-системами . Главное отличие - низкая доступность каждого узла, то есть невозможность гарантировать его работу в заданный момент времени (узлы подключаются и отключаются в процессе работы), поэтому задача должна быть разбита на ряд независимых друг от друга процессов. Такая система, в отличие от кластеров, не похожа на единый компьютер, а служит упрощённым средством распределения вычислений. Нестабильность конфигурации, в таком случае, компенсируется больши́м числом узлов.

Кластер серверов, организуемых программно

Кластерные системы занимают достойное место в списке самых быстрых, при этом значительно выигрывая у суперкомпьютеров в цене. На июль 2008 года на 7 месте рейтинга TOP500 находится кластер SGI Altix ICE 8200 (Chippewa Falls, Висконсин , США).

Сравнительно дешёвую альтернативу суперкомпьютерам представляют кластеры, основанные на концепции Beowulf , которые строятся из обыкновенных недорогих компьютеров на основе бесплатного программного обеспечения. Один из практических примеров такой системы - Stone Soupercomputer (Оак Ридж, Теннесси , США, ).

Крупнейший кластер, принадлежащий частному лицу (из 1000 процессоров), был построен Джоном Коза (John Koza).

История

История создания кластеров неразрывно связана с ранними разработками в области компьютерных сетей. Одной из причин для появления скоростной связи между компьютерами стали надежды на объединение вычислительных ресурсов. В начале 1970-х гг. группой разработчиков протокола TCP/IP и лабораторией Xerox PARC были закреплены стандарты сетевого взаимодействия. Появилась и операционная система Hydra («Гидра») для компьютеров PDP-11 производства DEC , созданный на этой основе кластер был назван C.mpp (Питтсбург , шт. Пенсильвания , США, ). Тем не менее, только около г. были созданы механизмы, позволяющие с лёгкостью пользоваться распределением задач и файлов через сеть, по большей части это были разработки в SunOS (операционной системе на основе BSD от компании Sun Microsystems).

Первым коммерческим проектом кластера стал ARCNet , созданный компанией Datapoint в г. Прибыльным он не стал, и поэтому строительство кластеров не развивалось до г., когда DEC построила свой VAXcluster на основе операционной системы VAX/VMS . ARCNet и VAXcluster были рассчитаны не только на совместные вычисления, но и совместное использование файловой системы и периферии с учётом сохранения целостности и однозначности данных. VAXCluster (называемый теперь VMSCluster) - является неотъемлемой компонентой операционной системы OpenVMS , использующих процессоры Alpha и Itanium .

Два других ранних кластерных продукта, получивших признание, включают Tandem Hymalaya ( , класс HA) и IBM S/390 Parallel Sysplex (1994).

История создания кластеров из обыкновенных персональных компьютеров во многом обязана проекту Parallel Virtual Machine. В г. это ПО для объединения компьютеров в виртуальный суперкомпьютер открыло возможность мгновенного создания кластеров. В результате суммарная производительность всех созданных тогда дешёвых кластеров обогнала по производительности сумму мощностей «серьёзных» коммерческих систем.

Создание кластеров на основе дешёвых персональных компьютеров, объединённых сетью передачи данных, продолжилось в г. силами Американского аэрокосмического агентства (NASA), затем в г. получили развитие кластеры Beowulf , специально разработанные на основе этого принципа. Успехи таких систем подтолкнули развитие grid-сетей , которые существовали ещё с момента создания UNIX .

Программные средства

Широко распространённым средством для организации межсерверного взаимодействия является библиотека MPI , поддерживающая языки и Fortran . Она используется, например, в программе моделирования погоды MM5 .

Операционная система Solaris предоставляет программное обеспечение Solaris Cluster , которое служит для обеспечения высокой доступности и безотказности серверов, работающих под управлением Solaris. Для OpenSolaris существует реализация с открытым кодом под названием OpenSolaris HA Cluster .

Среди пользователей GNU/Linux популярны несколько программ:

  • distcc , MPICH и др. - специализированные средства для распараллеливания работы программ. distcc допускает параллельную компиляцию в GNU Compiler Collection .
  • Linux Virtual Server , Linux-HA - узловое ПО для распределения запросов между вычислительными серверами.
  • MOSIX , openMosix , Kerrighed, OpenSSI - полнофункциональные кластерные среды, встроенные в ядро, автоматически распределяющие задачи между однородными узлами. OpenSSI, openMosix и Kerrighed создают между узлами.

Кластерные механизмы планируется встроить и в ядро DragonFly BSD , ответвлившуюся в 2003 году от FreeBSD 4.8. В дальних планах также превращение её в среду единой операционной системы .

Компанией Microsoft выпускается HA-кластер для операционной системы Windows . Существует мнение, что он создан на основе технологии Digital Equipment Corporation , поддерживает до 16 (с 2010 года) узлов в кластере, а также работу в сети SAN (Storage Area Network). Набор API-интерфейсов служит для поддержки распределяемых приложений, есть заготовки для работы с программами, не предусматривающими работы в кластере.

Windows Compute Cluster Server 2003 (CCS), выпущенный в июне 2006 года разработан для высокотехнологичных приложений, которые требуют кластерных вычислений. Издание разработано для развертывания на множестве компьютеров, которые собираются в кластер для достижения мощностей суперкомпьютера. Каждый кластер на Windows Compute Cluster Server состоит из одного или нескольких управляющих машин, распределяющих задания и нескольких подчиненных машин, выполняющих основную работу. В ноябре 2008 представлен Windows HPC Server 2008, призванный заменить Windows Compute Cluster Server 2003.

Кластерные вычисления не являются новой областью. Однако в последнее время интерес к ним значительно возрос - многие организации рассматривают кластеры как основной инструмент для решения таких проблем, как повышение производительности приложений, обеспечение высокой доступности, а также высокой масштабируемости своих вычислительных систем.

Успехи, достигнутые в кластерных технологиях в последнее десятилетие, позволили использовать для их построения недорогие компьютеры. Экономичность, вычислительная мощность и гибкость таких кластеров сделали их привлекательной альтернативой централизованной модели вычислений на базе традиционных суперкомпьютеров (в дальнейшем под словом «кластер» мы будем понимать массовый продукт, в отличие от «спецзаказа»).

Кластеры появились как недорогая и эффективная альтернатива монокорпусным суперкомпьютерам с оригинальной закрытой архитектурой. Построенные на базе серийно выпускаемых компонентов, они широко применяются для выполнения высокопроизводительных вычислений, обеспечения доступности и масштабируемости. И если первая возможность интересует в основном академические круги, то две последние весьма привлекательны для бизнеса любого масштаба. И не только привлекательны, но и доступны.

Сегодня недорогой кластер из компонентов, находящихся в массовом производстве, может собрать практически любая уважающая себя компьютерная фирма, а с выходом такой кластерной ОС, как Windows Computing Cluster Server 2003, допускающей довольно простую инсталляцию, кластерные решения начального уровня становятся доступными малому и среднему бизнесу. И, пожалуй, не покажется необоснованным предположение, что перманентное снижение цен на аппаратные и программные компоненты и скоростные сетевые технологии вскоре сделают кластеры начального уровня привычным элементом ИС любого масштаба.

Поэтому в Тему недели, посвященную кластерным вычислениям, мы постарались включить не только обзорную часть, но и статьи о конкретных и, несомненно, востребованных в ближайшем будущем украинским бизнесом продуктах. В частности, читатель найдет здесь и практическое занятие, выполненное в нашей Тестовой лаборатории, и описание кластерных ОС Windows Computing Cluster Server 2003/2008, которые имеют все шансы стать популярными.

Прежде всего напомним определение кластера. Так называется локальная (в противоположность распределенной) вычислительная система, состоящая из множества независимых компьютеров, связанных между собой каналами передачи данных. Локальность кластера заключается в том, что все его подсистемы «видны» в едином административном домене, и управление им выполняется как единой вычислительной системой. Компьютеры, входящие в состав кластера, именуются узлами (node). Обычно это серийно выпускаемые универсальные компьютеры, способные работать самостоятельно. Узлы могут быть одно- или мультипроцессорными (конфигурация SMP). В классической схеме все узлы при работе с приложениями разделяют внешнюю память на массиве жестких дисков, используя внутренние HDD для более специальных функций. Для межузлового взаимодействия обычно применяется какая-либо стандартная сетевая технология, хотя это не исключает отдельно разработанных каналов связи. Кластерная сеть является обособленной - она изолирована от внешней сетевой среды.

Классификация

Кластеры можно классифицировать по разным признакам, однако чаще всего их разбивают на три категории, которые определяются характером и назначением приложения.

Кластеры высокой готовности (High Availability, HA) . Иногда их еще называют отказоустойчивыми. Такие кластеры проектируются для обеспечения конечным пользователям бесперебойного доступа к данным или сервисам (в типичном случае - веб-сервисам). Как правило, один экземпляр приложения работает на одном узле, а когда тот становится недоступным, то управление им перехватывается другим узлом (рис. 1). Подобная архитектура позволяет также проводить ремонт и профилактические работы, не останавливая сервисы. Вдобавок, если один узел выходит из строя, сервис может быть восстановлен без ущерба для доступности остальных. Правда, производительность системы понизится.

Кластеры высокой готовности являются наилучшим выбором для обеспечения работы критически важных приложений или баз данных, почты, файл-, принт- и веб-серверов, а также серверов приложений. В отличие от распределенных и параллельных вычислений, эти кластеры легко и прозрачно включают имеющиеся у организаций приложения, не ориентированные на кластеры, что позволяет без проблем расширять сеть по мере роста бизнеса.

Кластеры балансировки нагрузки (Load Balancing) . Этот тип кластеров распределяет входящие запросы между множеством узлов, на которых работают одинаковые программы или размещен один и тот же контент (рис. 2). Каждый узел способен обрабатывать запросы к одному и тому же приложению или контенту. Если какой-нибудь из узлов выходит из строя, запросы перераспределяются среди оставшихся. В типичном случае такие кластеры используются для веб-хостинга.

Обе рассмотренные выше кластерные технологии могут быть объединены для увеличения надежности, доступности и масштабируемости приложений.

Кластеры для высокопроизводительных вычислений (High-Performance Cluster, HPC) . Традиционно параллельные вычисления выполнялись на мультипроцессорных системах, специально для этого спроектированных. В них множество процессоров разделяли общую память и шинный интерфейс в пределах одного компьютера. С появлением высокоскоростной коммутационной технологии стало возможным объединять компьютеры в кластеры для параллельных вычислений.

Параллельный кластер - это система, использующая множество узлов для распараллеливания вычислений при решении специфической задачи. В отличие от кластеров балансировки нагрузки и высокой готовности, которые распределяют запросы/задачи между узлами, обрабатывающими их в целом, в параллельной среде запрос подразделяется на множество подзадач, а те, в свою очередь, распределяются для обработки между узлами внутри кластера. Применяются параллельные кластеры главным образом для приложений, требующих интенсивных математических вычислений.

Компоненты кластера

Базовые строительные блоки (компоненты) кластеров разбиваются на несколько категорий: непосредственно узлы, кластерное ПО, выделенная сеть, производящая обмен данными между узлами, и соответствующие сетевые протоколы.

Узлы

Конструктивно узлы мигрировали от традиционных пьедестальных корпусов к монтируемым в одну стойку мультипроцессорным системам и лезвийным серверам, которые обеспечивают более высокую процессорную плотность в условиях дефицита пространства.

В последнее время производительность процессоров, памяти, скорость доступа к жестким дискам и их емкость значительно увеличились. Интересно отметить, что при таком, в некоторых случаях экспоненциальном, росте быстродействия стоимость этих технологий существенно снизилась.

В типичном случае узел в кластере может быть управляющим (главным) или вычислительным (подчиненным) (рис. 3). Главный узел может быть только один. Он отвечает за работу кластера, а также является ключевым для кластерного ПО промежуточного слоя, процессов маршрутизации, диспетчеризации и мониторинга состояния каждого вычислительного узла. Последние выполняют вычисления и операции с системой хранения данных. Эти узлы, по сути, представляют собой полнофункциональные автономные компьютеры и, как правило, продаются как десктопы или серверы «из коробки».

Программное обеспечение

Как и в обычном настольном компьютере, ОС кластера является сердцем каждого его узла. Она незримо присутствует при любом действии пользователя, будь то обращение к файловой системе, отправка сообщений или старт дополнительного процесса. Пользователи могут выбирать различные парадигмы программирования или ПО промежуточного слоя, но кластерная ОС для всех одна и та же.

Типичный эскиз проекта ОС приведен в таблице. На нем показаны базовые блоки традиционного узла. Основная роль кластерной ОС заключается в первую очередь в том, чтобы мультиплексировать множество пользовательских процессов на единый набор аппаратных компонентов (управление ресурсами) и обеспечить пригодные абстракции для высокоуровневого ПО. Некоторые из этих абстракций включают защиту границ памяти, координацию процессов/потоков и коммуникаций и управление устройствами. Нужно отметить, что большинство специфических для кластера функций выполняется ПО промежуточного слоя. И для этого есть основания. Действительно, ОС кластера достаточно сложна, и не всегда ясно, как произведенные изменения повлияют на остальные системы. Поэтому необходимые модификации лучше проводить на уровне ПО промежуточного слоя, причем добавленная в него новая функциональность может быть портирована на другие ОС.

В приведенном определении кластера было упомянуто, что он виден администратору и пользователю как единая вычислительная система. Это достигается с помощью образа единой системы (Single System Image, SSI) . Именно он скрывает неоднородную и распределенную природу имеющихся ресурсов и представляет их пользователям и приложениям как единый вычислительный ресурс. SSI может быть реализован на одном или нескольких из следующих уровней: аппаратном, ОС, ПО промежуточного слоя или/и приложения. Вот пример нескольких ключевых сервисов, предоставляемых SSI кластера:

  • единая точка входа;
  • единый пользовательский интерфейс;
  • единое пространство процессов;
  • единое пространство памяти и ввода-вывода;
  • единая иерархия файлов;
  • единая точка контроля и управления.

Такие системы, как Digital/Compaq Memory Channel и Distributed Shared Memory обеспечивают SSI на аппаратном уровне и позволяют пользователям видеть кластер как систему с разделяемой памятью. ОС SCO UnixWare NonStop Cluster, Sun Solaris-MC, GLUNIX и MOSIX поддерживают SSI на уровне ядра.

Реализация SSI на каждом из вышеперечисленных уровней имеет свои pro и contra. Так, аппаратный уровень может предоставить наивысшую степень прозрачности, но из-за жесткой архитектуры он не менее гибок, чем требуется для расширений и улучшений системы. Уровень ядра предоставляет SSI как разработчикам, так и конечным пользователям, однако он слишком дорог и его трудно модифицировать. Основное преимущество уровня приложений по сравнению с уровнем ядра заключается в том, что на первом SSI реализуется поэтапно, и пользователь получает предоставляемые возможности немедленно, тогда как при втором подходе продукт не может выйти на рынок, пока все компоненты ядра не будут поддерживать SSI. Уровень ПО промежуточного слоя является компромиссным между двумя вышеупомянутыми механизмами реализации SSI.

Сетевое оборудование и протоколы

Создание общедоступных кластеров стало возможным только благодаря адекватным сетевым технологиям для межузловых коммуникаций. Общедоступные кластеры включают одну или более выделенных сетей для передачи пакетов сообщений внутри распределенной системы. Это отличает кластер от ансамбля слабосвязанных посредством разделяемой ЛВС автономных компьютеров.

Сегодня у разработчиков кластеров имеются широкие возможности для выбора сетевой технологии. Поскольку стоимость сетевого оборудования для кластеров варьируется от «почти даром» до нескольких тысяч долларов на один узел, то таковой может быть не последней составляющей в формировании цены продукта. Практика дает примеры построения весьма эффективных кластеров с использованием недорогого сетевого оборудования, которое можно увидеть в обычной ЛВС. В то же время отдельные сетевые продукты, специально разработанные для кластерных коммуникаций, сравнимы по стоимости с рабочими станциями. Выбор сетевой технологии зависит от ряда факторов: цены, производительности, совместимости с другим кластерным оборудованием и ПО, а также от коммуникационных характеристик приложений, которые будут выполняться на кластере.

Производительность сети в общем описывается в терминах латентности и полосы пропускания. Латентностью называется отрезок времени от запроса данных до их получения, или время, за которое они передаются от одного компьютера другому, включая непродуктивные затраты ПО на формирование сообщения и время передачи битов. В идеале в приложениях, написанных для кластеров, обмен сообщениями должен быть минимальным. Если приложение посылает большое количество коротких сообщений, тогда его производительность будет зависеть от латентности сети, если же происходит обмен длинными сообщениями, то основное влияние на этот параметр окажет ее пропускная способность. Очевидно, производительность приложения будет наилучшей при низкой латентности и широкой полосе пропускания. Для удовлетворения этих двух требований необходимы эффективные коммуникационные протоколы, минимизирующие объем служебных данных, и быстрые сетевые устройства.

Коммуникационные, или сетевые, протоколы определяют правила и соглашения, которые будут использовать два или более компьютеров в сети для обмена информацией. Они могут быть с установкой или без установки соединения, предоставлять разный уровень надежности - с полной гарантией доставки в порядке следования пакетов и без таковой, синхронные (без буферизации) и асинхронные (с буферизацией).

Для кластерных коммуникаций применяются как традиционные сетевые протоколы, разработанные первоначально для Интернета (IP), так и созданные специально. Помимо этого, имеются два относительно новых стандарта, также специально предназначенных для кластеров. Мы не будем останавливаться на достаточно знакомом нашим читателям протоколе IP, равно как и на остальных, поскольку все они довольно специфичны. Перечислим лишь их названия, чтобы интересующиеся могли обратиться либо к литературе, либо к «всезнающему» Интернету. Это, в частности, протоколы Active Messages, Fast Messages, Virtual Memory-Mapped Communication system, U-net и Basic Interface for Parallelism. Обратимся к двум стандартам.

К 1997 г. исследования в области протоколов с низкой латентностью продвинулись настолько, что в итоге привели к созданию нового стандарта для кластерных коммуникаций Virtual Interface Architecture (VIA). Одновременно индустрия работала над стандартами для разделяемых подсистем хранения. Результатом этих усилий явился InfiniBand.

VIA - это коммуникационный стандарт, объединяющий лучшие достижения различных проектов. Он был создан консорциумом академических и индустриальных партнеров, включающим Intel, Compaq и Microsoft. Версия VIA 1.1 с поддержкой гетерогенных аппаратных средств стала доступной в начале 2001 г. Как следует из названия, базируется VIA на концепции виртуального сетевого интерфейса. Стандарт предусматривает, что перед отправкой сообщения приемный и посылающий буфера должны быть выделены и привязаны к физической памяти. После того как буфера и связанные с ними структуры данных сформированы, никаких системных вызовов не требуется. Операции приема и отправки в пользовательском приложении состоят из записи дескриптора в очередь. Приложение может выбирать, ждать ли ему подтверждения завершения операции или продолжать основную работу, пока сообщение обрабатывается.

Хотя VIA может быть доступен прямо для прикладного программирования, многие разработчики систем считают, что это слишком низкий уровень для приложений, так как последние должны быть ответственными за распределение части физической памяти и следить за ее эффективным использованием. Предполагается, что большинство производителей ОС и ПО промежуточного слоя обеспечат интерфейс с VIA, который будет поддерживать прикладное программирование. Так, осенью 2000 г. большинство поставщиков баз данных предоставили версии своих продуктов, работающих поверх VIA. Быстро становится доступным и другое кластерное ПО, например файловые системы.

Стандарт InfiniBand был поддержан консорциумом индустриальных партнеров, в том числе Compaq, Dell, HP, IBM, Intel, Microsoft и Sun Microsystems. Архитектура InfiniBand заменяет разделяемую шину, которая является стандартом для системы ввода-вывода в современных компьютерах, высокоскоростной последовательной, базированной на механизме каналов коммутационной фабрикой. Все системы и устройства подключаются к фабрике посредством канального адаптера хоста (Host Channel Adaptor, HCA), который обеспечивает соединение центрального процессора хоста со структурой InfiniBand, или канального адаптера целевого узла (Target Channel Adaptor, TCA), соединяющего InfiniBand с другими устройствами ввода-вывода типа Ethernet, Fibre Channel или с системами хранения данных. Канал InfiniBand дуплексный и работает с пропускной способностью 2,5 Гб/с в одном направлении в топологии «точка-точка». Данные посылаются пакетами, имеется шесть режимов передачи: надежное и ненадежное соединение, надежная и ненадежная дейтаграмма, многоадресная рассылка и необработанные пакеты («сырой» режим). Вдобавок InfiniBand поддерживает удаленный прямой доступ к памяти, который позволяет одному процессору читать или писать в память другого.

Что касается сетевого оборудования, поддерживающего межузловой обмен, то оно может быть классифицировано с помощью четырех категорий - в зависимости от того, выполняется ли подсоединение к шине ввода-вывода или к шине памяти, и от основного метода коммуникаций - с помощью сообщений или разделяемой дисковой памяти.

Из четырех категорий взаимосоединений самыми распространенными являются системы на базе сообщений и с подключением к шине ввода-вывода, поскольку в этом случае интерфейс с компьютером наиболее понятен. Шина ввода-вывода имеет, по крайней мере, аппаратное прерывание, которое может информировать процессор, что данные для чтения готовы. Такие системы реализованы во всех широкодоступных сетевых технологиях, а также в ряде последних продуктов, разработанных специально для кластерных вычислений.

В системы с подключением к шине ввода-вывода и с разделяемой дисковой памятью входят компьютеры с разделяемой дисковой подсистемой. Подсоединение к памяти менее распространено, поскольку шина памяти, вообще говоря, имеет индивидуальный дизайн для каждого типа компьютеров. Однако много таких систем реализуются с помощью ПО или посредством механизма отображения портов ввода-вывода в память, как, например, Memory Channel.

Помимо этого, существуют гибридные системы, которые комбинируют особенности нескольких категорий, скажем, InfiniBand позволяет посылать как данные на диск, так и сообщения другим узлам. Аналогично Scalable Coherent Interface (SCI) может также использовать оба механизма обмена.

Кластерные сети

Системная сеть кластера может быть построена на базе традиционных сетевых продуктов, применяемых в ЛВС, либо спроектирована специально для кластерных вычислений. В последнем случае она обеспечивает дополнительную аппаратную поддержку, которая уменьшает латентность.

Сегодня коммутируемые технологии Ethernet благодаря низкой стоимости портов и стандартизации интерфейсов лидируют в качестве систем взаимосвязи в широкодоступных кластерах. Многие компьютеры оборудуются встроенными портами 1 GE, остается лишь приобрести недорогой коммутатор. Однако при повышенных требованиях используются и специализированные сети. Сколько-нибудь подробное их описание вывело бы нас далеко за пределы возможного, поэтому из соображений полноты приведем лишь весьма конспективные сведения об отдельных из них.

Giganet (cLAN) . Технология cLAN (collapsed LAN), сегодня принадлежащая компании Emulex, была разработана с целью аппаратной поддержки VIA. Это была первая в индустрии нативная аппаратная реализация стандарта VIA. Ключевые особенности сети следующие.

На самом низком уровне коммуникационной модели находится некогерентная распределенная разделяемая память (Distributed Shared Memory, DSM). Часть виртуального адресного пространства приложения логически отображается поверх сети на физическую память в другом узле. Данные передаются между приложениями посредством записи в разделяемую область памяти с помощью стандартных инструкций записи процессора. Буфер в удаленном узле представляется посредством cookie Remote Direct Memory Access, узел-владелец которого получает право доступа к буферу.

Myrinet . Эта дуплексная сеть поставляется компанией Myricom. Она широко используется во многих академических проектах, в частности в Berkeley Network of Workstations (NOW). Физически сеть состоит из двух оптоволоконных кабелей (для нисходящего и восходящего потоков), подключаемых к хосту через общий коннектор. Компьютеры объединяются с помощью маршрутизаторов или коммутаторов (их можно конфигурировать для получения избыточных путей). Поддерживается коммутация без буферизации пакетов (cut-through), которая позволяет передавать сообщения из конца в конец с минимальной задержкой. Myrinet имеет внутриплатный программируемый процессор - он дает возможность экспериментировать со многими коммуникационными протоколами.

В Myrinet реализован ряд механизмов, обеспечивающих отказоустойчивость. К ним относятся управление потоком, контроль ошибок, проверка работоспособности каналов (heartbeat).

Последняя версия, так называемая четвертая генерация Myrinet 10G, поддерживает скорость передачи данных 10 Гб/с в каждом из направлений и совместима с 10 GE на уровне PHY. Латентность сети очень низкая - всего 5 мкс.

QsNet . Эта высокоскоростная с низкой латентностью сеть разработана компанией Quadrics Supercomputers World (QSW). Конструктивно QsNet включает две подсистемы:

  • сетевой интерфейс, состоящий из одного или более сетевых адаптеров в каждом узле;
  • многошинную сеть данных, которая объединяет компьютеры в кластер.

Сетевой интерфейс базируется на заказных микросхемах, именуемых Elan. Модификация Elan III объединяет выделенный процессор ввода-вывода для разгрузки ЦП, шину PCI (66 МГц, 64 бита), дуплексный канал (400 МГц, 8 бит), устройство управления памятью (MMU), кэш и интерфейс локальной памяти. Микросхема выполняет три типа базовых операций:

  • удаленные чтение и запись;
  • прямую передачу данных из пользовательского виртуального адресного пространства одного процессора другому без необходимости синхронизации;
  • управление протоколом.

Сеть конструируется на базе выделенных коммутаторов, которые объединяются в специальном шасси, образуя топологию толстого дерева (чем ветка ближе к корню, тем она толще, т. е. ее пропускная способность выше).

Модификация сети, выпущенная в 2003 г., основана на шине PCI-X 133 МГц и имеет латентность 1,22 мкс.

Scalable Coherent Interface (SCI) . Это первая технология взаимосвязи, разработанная специально для кластерных вычислений, которая была доведена до уровня стандарта. Архитектура SCI базируется на соединениях «точка-точка», пакетах малого размера и расщепленных транзакциях. Стандарт IEEE 1596 был опубликован в 1992 г. и специфицировал физический уровень сети и выше для распределенной по сети разделяемой кэш-когерентной (опциональной) памяти. На более высоких уровнях стандарт описывает распределенную базированную на указателях схему когерентной кэш-памяти. Такая схема позволяет кэшировать удаленную SCI-память: всякий раз, когда данные, расположенные в удаленной памяти, модифицируются, все строки кэша на всех узлах, на которых они хранятся, становятся недействительными. Кэширование удаленной SCI-памяти увеличивает производительность и допускает непосредственное прозрачное программирование разделяемой памяти.

Конечно, это далеко не все технологии, на основе которых можно построить довольно мощный кластер. В кластерах начального уровня, как правило, применяются неспециализированные решения, использующие традиционные сетевые технологии, такие как Ethernet, ATM или Fibre Channel.

Сегодня на рынке представлен широкий спектр кластеров, отличающихся типом и быстродействием процессоров, размером разделяемой узлами памяти, технологией взаимосвязи узлов, моделями и интерфейсами программирования. Однако нужно понимать, что результат, достигаемый с их помощью, в большой степени зависит от особенностей приложений, которые планируется на них развернуть.

Базовый эскиз проекта ОС
Userspace System Processes User Processes
not using
the middleware
User Processes using the middleware
Middleware
System Services User Libraries
Kernel Middleware-related Kernel Extentions
Filesystems / Communication / Programmatic Interface
Memory Manager Scheduler Drivers
Hardware Abstraction Layer
Hardware Resourses Timers & Interrupts
RAM CPUs Disks Network Cluster Interconnect Others

Похожие статьи